Зачем объединили районы и как изменится жизнь людей?

Украина уже две недели живет с новыми укрупненными районами, однако многие на местах до сих пор не понимают смысл этого и влияния на повседневную жизнь.



Вместо старых 490 районов их стало 136 (17 из них — в аннексированом Крыму и на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса).

По замыслу реформы децентрализации, роль объединенных территориальных общин должна расти, а роль районов существенно уменьшиться.

Концепция распределения полномочий новых районов и ОТГ есть, но нужны законопроекты, которые еще должны одобрить в течение ближайших месяцев.

На полную реформа районов с финансовым и административным наполнением должна заработать с января 2021 года.

Как утверждают идеологи укрупнение районов, население не должно почувствовать на себе и ни одна из повседневных услуг не станет для украинцев менее доступной.

Подробно объясняем, зачем объединили районы и как это повлияет на жизнь украинцев.

Зачем и как объединили районы

В рамках реформы децентрализации в Украине уже создали 1470 объединенных территориальных общин, которые должны стать основой местного самоуправления.

Идея ОТГ заключается в создании способных общин, каждая из которых будет эффективно использовать финансы для своего развития.

При этом роль районов и районных советов существенно уменьшается и иногда совсем нивелируется. Председатель райадминистрации должен стать не фактическим руководителем района, а представителем центральной власти с надзорными функциями.

Многие созданные еще в советское время районы были слишком маленькими. В таких районах создали всего одну ОТГ, которая занимала всю территорию района.

По данным портала децентрализации, таких общин было 76, а еще в 27 районах создали одну общину, а остальная территория отошла общинам других районов.

Еще в 116 районах было только по две общины.

В общем 44% районов, как говорят во власти, просто не имели бы чем занять свои советы и государственные администрации, ведь представлять интересы 1-2 общин было бы слишком неэффективно.

Читать ещё:  Графік роботи консультативної поліклініки з 15.04.2019 по 20.04.2019

Полномочия районных властей и руководства ОТГ могли бы полностью дублироваться.

В правительстве говорят, что в ближайшие 3 года экономия только на содержании райсоветов и администраций составит по меньшей мере 1,5 млрд. грн ежегодно.

Для укрупнения регионов использовали ряд критериев, среди которых было наличие не менее 150 тысяч населения и расстояние до районного центра не более 60 километров.

Разделить районы четко по этим критериям не удалось и появилось очень много исключений. Крупнейшим районом Украины стал Днепровский — 1,179 млн. человек, а наименьшим — горный Верховенский с 30 тысячами человек.

Как рассказал ВВC News Украина один из разработчиков реформы децентрализации Игорь Колиушко, районов получилось многовато — их должно быть на 10-15 меньше. Но в целом объединение провели удовлетворительно.

Экстремальные случаи — Хмельницкая и Тернопольская области, где создали всего по три района со слишком большим количеством общин в каждом. Это может в будущем создать проблемы.

Что изменится в новых районах

Реальные изменения по районов станут ощутимыми уже на местных выборах 25 октября.

Сейчас ЦИК еще не объявил проведения первых выборов в новых районных советах, но есть время сделать это до середины августа.

Если это произойдет, то уже в ноябре соберутся новые районные советы, а создание и назначение новых районных государственных администраций ожидают уже с января 2021 года.

Законопроект о распределении финансовых ресурсов ОТГ и новых районов, который должны вскоре принять, предусматривает, что все общины перейдут на прямые отношения с центральным бюджетом.

Доходы и расходы бюджетов районов и ОТГ разграничат, а районные бюджеты не будут получать базовую дотацию и без отношений с центральным бюджетом.

Районные бюджеты будут формировать за счет собственных доходов.

Читать ещё:  В Южноукраинске начали заключать декларации с семейными врачами

Районы будут получать налоги на прибыль предприятий, учредителем которых будет районный совет. Также им планируют оставить плату за лицензию и сертификаты, которые будут выдавать районные администрации.

Районные бюджеты также будут получать плату за коммунальное имущество райсоветов.

Зато бюджеты ОТГ иметь 60% налога на доходы физлиц, местные налоги и сборы, рентные платежи, акцизный налог, плату за коммунальное имущество общин, плату за админуслуги и дотации и субвенции из государственного бюджета.

Планируется, что все 1470 территориальных общин будут независимыми и органы власти районного уровня без на них никакого административного и финансового воздействия.

За чем надо и не надо ехать в новый район

Как рассказал Игорь Колиушко, людям, которые живут в отмененных районах, в основном не надо будет ехать за государственными услугами в новый районный центр.

«Не будет никаких услуг, за исключением серьезного бизнеса, из-за которых надо будет ехать. По исключениями определенных лицензий и решений для крупного бизнеса», — говорит эксперт. Но это точно не коснется ФЛП.

Абсолютное большинство административных услуг люди должны получать в территориальных общинах.

Заместитель министра развития общин и территорий Вячеслав Негода анонсировал, что во всех ОТГ создадут центры предоставления админуслуг.

Сейчас 767 общин из 1470 не имеют ЦНАП и их там должны создать.

Чиновники и разработчики децентрализации настаивают, что укрупнение районов не означает автоматического переноса больниц, военкоматов, отделений пенсионного фонда и судов в новые райцентры.

Но во власти признают, что укрупнение районов приведет к реорганизации всех государственных представительств центральных органов исполнительной власти.

Однако каждое ведомство будет определять оптимальную структуру представительств в зависимости от численности населения и спроса на услуги, а не привязываться к районным центрам.

Читать ещё:  Депутат Квасневский оценил неадекватность судимого коллеги Горностая

На портале децентрализации анонсировали, что все территориальные органы реструктуризируют на уровне нового района. Однако в общинах, которые создадут на основе райцентров, и большинства других общин, эти подразделения оставят создадут новые.

Если же центры общин будут расположены очень близко, то для таких общин могут создать совместное подразделение госоргана.

На уровне района планируют частично оставить ответственность за следующие сферы: поддержку образования (специальное общее среднее образование), здравоохранение (поддержка и развитие учреждений здравоохранения вторичного уровня), физической культуры, спорт, культуру и искусство.

Также на районном уровне могут оставить некоторые вопросы землеустройства, градостроительства и архитектуры.

Как настаивает Игорь Колиушко, укрупнение районов не имеет прямой связи с изменением количества больниц.

«Первичное здравоохранение будет в общинах, а вторичный и третичный уровень закреплен за Национальной службой здоровья»,
 — напомнил эксперт.

Она будет определять судьбу многопрофильных учреждений в бывших райцентрах в зависимости от потребностей населения. Эти вещи не связанные с районированием, говорит он.

То же самое будет касаться образования и ликвидации судов, делать в зависимости от потребностей, а не путем переноса судов только в новые райцентры.

По созданию новых транспортных маршрутов из сел и городов к новым райцентров, то эти проблемы, скорее всего, будут решать уже новые районные советы и администрации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *