Президентский законопроект об адвокатуре: новый порядок доступа к профессии адвоката

6 сентября на сайте Верховной Рады появилась информация о том, что Президент Петр Порошенко зарегистрировал в Верховной Раде новый законопроект о реформе адвокатуры — законопроект №9055 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».

Среди задач нового закона – законодательное усиление гарантий осуществления адвокатской деятельности, а также расширение профессиональных прав адвокатов. Кроме того, это обеспечения ответственности адвокатов за соблюдение этических стандартов и качества правовой помощи.

Еще одним моментом является урегулирование доступа к профессии без риска его безосновательного ограничения.

Что касается адвокатского самоуправления, то декларируется развитие этих органов на принципах децентрализации в рамках единой НААУ (Национальной ассоциации адвокатов Украины).

Немаловажно, что проект предусматривает новый порядок доступа к профессии адвоката:

  • необходим магистерский уровень юридического образования + 2 года стажа в качестве стажера адвоката и/или судьи, прокурора;
  • отменяется платная стажировка (стажер не платит адвокату).

Вводится новый порядок сдачи экзамена: только письменное анонимное тестирование, которое проводится централизованно ВККА по аналогии с ВНО.

В законопроекте предусмотрен переходный период. Новый порядок доступа к адвокатуре вводится в действие через год после вступления закона в силу.

Также предусматривается упрощенный порядок получения статуса адвоката для лиц, имеющих опыт работы в отрасли права – экзамен без прохождения стажировки и работы в качестве стажера адвоката (будет действовать в течение 4-х лет после вступления Закона в силу).

Кроме того, законопроект устанавливает возможность завершить начатую стажировку.

Так, что касается профессиональных прав адвоката предусматривается участие в любых следственных или процессуальных действиях, в которых вправе участвовать клиент; беспрепятственный доступ в помещения судов, прокуратуры, полиции, министерства внутренних дел, правоохранительных органов и т.д.; идентифицированный доступ ко всем государственным реестрам, в том числе ЕРДР и автоматизированной системы документооборота суда
Также предусмотрено, что адвокат не обязан раскрывать адвокатскую тайну, даже при наличии разрешения клиента.

Читать ещё:  "Охота" на водителей на дорогах: почему действия полиции незаконны

Кроме того, адвокат имеет право на использование любых не запрещенных технических средств без всякого разрешения.

Среди дополнительных гарантий адвокатской деятельности:

следственные (розыскные) действия в отношении адвоката могут иметь место только в рамках уголовного производства, в котором адвокату вручено подозрение в совершении преступления, и исключительно на основании постановления следственного судьи апелляционного суда;
запрет осмотра и обыска в связи с адвокатской деятельностью;

запрет сбора информации об общении между адвокатом (помощником адвоката) и клиентом, адвокатом и помощником адвоката и пр.

Между статусом адвоката и осуществлением адвокатской деятельности будет разница.

В частности, адвокат может работать по трудовому договору или на государственной службе, но это не является адвокатской деятельностью, за исключением трудового договора с адвокатским бюро или адвокатским объединением. Такой адвокат имеет право представлять в суде только своего работодателя или государственный орган, в котором он работает.
При этом адвокат, работающий по трудовому договору или на государственной службе, не пользуется теми правами и гарантиями, которые обеспечивают независимую адвокатскую деятельность.
Адвокат, который осуществляет адвокатскую деятельность, не может совмещать ее с работой по трудовому договору, за исключением научной, преподавательской или творческой деятельности.

Законопроект также предусматривает конкретизацию санкций в привязке к дисциплинарному нарушению.

В частности, для прекращения права на осуществление адвокатской деятельности нужно совершить такой проступок: представительство без полномочий; неоднократное злоупотребление правом доступа к реестрам; значительный ущерб клиенту из-за противоправных действий; разглашение адвокатской тайны; систематическое нарушение Правил этики или норм закона об адвокатуре, которое подрывает авторитет адвокатуры и адвокатской профессии.

К приостановлению права на осуществление адвокатской деятельности может привести: повторное в течение года совершение дисциплинарного проступка; нарушение требований относительно несовместимости; неуплаты ежегодного взноса и штрафа; существенное нарушение Правил этики или норм закона об адвокатуре, которое является основанием для взыскания в виде прекращения права на осуществление адвокатской деятельности, если прекращение права является чрезмерным дисциплинарным взысканием.

Читать ещё:  В Немирове пьяный водитель сбил женщину с ребенком и скрылся с места ДТП

Может также иметь место ограничение права на представительство в суде за нарушение обязанностей адвоката в судебном процессе или злоупотребление процессуальными правами.
Штраф предусмотрен исключительно за неуплату ежегодного взноса.

Что касается самой дисциплинарной процедуры, то законопроектом определен круг лиц, которые могут подать жалобу о поведении адвоката; закреплены основания возвращения жалобы без рассмотрения; основания для отвода членов дисциплинарной комиссии адвокатов и пр.

Относительно реформы адвокатского самоуправления, определена четкая структура его органов, которые действуют на национальном и региональном уровнях, и организационные формы: НААУ и региональные палаты адвокатов. При этом статус юридических лиц имеют только НААУ и региональные палаты.
Рада адвокатов Украины, ВККА, ВДКА и ВРКА будут подотчетны Съезду адвокатов, а региональные (Рада адвокатов региона, ККАР, ДКАР, РКАР) подотчетны конференции адвокатов региона.

Также предусмотрена децентрализация полномочий – предоставление возможности адвокатам регионов самостоятельно решать вопросы регионального значения через региональные органы адвокатского самоуправления.

Рада адвокатов будет лишена возможности отменять решения Рады адвокатов региона, вмешиваться в проведение конференций адвокатов и прочее.
Отменяются собрания адвокатов, и все адвокаты региона будут иметь право на непосредственное участие в конференции.

Также будет обеспечена ротация в системе органов адвокатского самоуправления: максимум 2 срока по 3 года.

Помимо этого, законопроект разъединяет КДКА на квалификационные и дисциплинарные комиссии адвокатов региона.

Еще один момент касается изменений в финансировании деятельности органов адвокатского самоуправления.
Предусмотрено утверждение бюджета адвокатского самоуправления Украины (бюджет национальных органов АС) и бюджета региональной палаты адвокатов (бюджет региональных органов АС). А также распределение средств: 70% — на региональные органы; 30% — на национальные органы (в пределах утвержденных бюджетов).

Съезд адвокатов может установить иные пропорции распределения средств.
Распределение контролируется председателем РАУ и главами РАР.
Законопроект вводит финансовую отчетность органов адвокатского самоуправления: обязательное обнародование за год и ежегодных подробных отчетов ревизионных комиссий; публикацию информации о заключенных договорах; обязательный периодический независимый аудит (аудитор определяется ВРКА).

Читать ещё:  Определен соперник Украины в 1/8 финала чемпионата Европы-2020

Отметим, что законопроект получил положительный отчет экспертов Совета Европы от 21.12.2017.

По состоянию на сейчас текст проекта на сайте Верховной Рады отсутствует.

Напомним, что ранее «Судебно-юридическая газета» публиковала текст законопроекта, который обсуждался в рабочей группе по реформированию института адвокатуры при Совете по вопросам судебной реформы.

В частности, реформа адвокатуры предусматривает изменения в порядке доступа к профессии адвоката. Однако в последствии в текст законопроекта были внесены значительные поправки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *