В учебно-тренировочных занятиях персонала на ЮУАЭС впервые использован модуль тяжелых аварий

На Южно-Украинской атомной станции в цикл обучения персонала в рамках поддержания квалификации впервые включены учебно-тренировочные занятия с применением модуля тяжелых аварий. Они проходят на полномасштабном тренажере блока №1 (ПМТ-1), на котором обучаются операторы блочного щита управления первой очереди (энергоблоки №1,2) АЭС. Вместе с оперативным персоналом обучение проходят члены группы инженерной поддержки (ГИП) — ведущие специалисты основных цехов, владеющие глубокими знаниями и четким пониманием процессов, которые могут возникать в случае тяжелых аварий. В соответствии с Аварийным планом ОП ЮУАЭС, в задачи ГИП входит предоставление рекомендаций по выбору стратегии их ликвидации.

Первые совместные с ГИП тренировки прошли оперативные смены А и В. «Мы получили хорошие результаты: участвуя в ликвидации сложнейшей учебной аварии с повреждением топлива, смена смогла отработать все необходимые процедуры и не допустить повреждения корпуса реактора. Процедуры выполнялись под руководством группы инженерной поддержки. Течение тяжелой аварии прекращено. Блок переведен в стабильное состояние, — сообщает о результатах первой тренировки с применением модуля тяжелых аварий начальник отдела подготовки оперативного персонала на ПМТ-1 учебно-тренировочного центра (УТЦ) ОП ЮУАЭС Яков Каминский. – При этом стало понятно, что некоторые организационные моменты в части взаимодействия оперативников и ГИП требуют доработки. До нас такого опыта совместных действий в режиме реального времени ни на одной из украинских АЭС не было. Мы обсудили выявленные замечания и предложения, совместно с группой инженерной поддержки работаем над выработкой дальнейшей стратегии таких занятий».

Модуль тяжелых аварий для ПМТ-1 ОП ЮУАЭС разработан на базе аналитических расчетов, стратегий и процедур РУТА* (Руководства по управлению тяжелыми авариями). В отличие от существующего на ПМТ-3 (полномасштабном тренажере блока №3) демонстрационного  модуля,позволяющего только наблюдать за тем, как развивается течение тяжелой аварии, он имеет обратную связь, позволяя отрабатывать конкретные действия оперативного персонала в режиме реального времени.

Читать ещё:  Итоги ремонтной кампании 2019 на ЮУАЭС

В планах южно-украинских атомщиков до конца текущего года, используя опыт, полученный на ПМТ-1, ввести в работу аналогичный модуль тяжелых аварий на ПМТ-3.

«Сейчас модуль тяжелых аварий  в составе полномасштабного тренажера первого и второго блоков успешно работает. Каждая смена, заходящая на обучение раз в две недели, участвует в занятиях с его применением. Наработанным опытом наши специалисты готовятся поделиться с коллегами на Международной научно-практической конференции по культуре безопасности, которая пройдет в апреле в Киеве», — сообщает о ближайших планах заместитель начальника УТЦ по учебно-методической работе Дмитрий Шамис.

*Руководства по управлению тяжелыми авариями (РУТА) — комплект инструкций, призванных минимизировать вред, который теоретически могут тяжелые аварии на АЭС.  Их разработку в свое время ускорили события на атомной станции Фукусима, которые произошли в марте 2011 года. Разработанные руководства прошли проверку на возможность их использования (верификацию и валидацию) и после согласования с Государственной инспекцией ядерного регулирования были введены на Южно-Украинской атомной электростанции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *